Человека встречают по одежке, а компанию — по коммерческому предложению. Люди с опытом продаж, особенно те, кто занимает руководящие должности, понимают важность грамотно составленного офера и потому подходят к этой задаче со всей серьезностью.
В статье рассмотрим все аспекты: как пишутся коммерческие предложения, зачем они нужны и какими бывают, как их составлять и оформлять, какие типичные ошибки совершают менеджеры.
Кстати, вопреки распространенному мнению, на подготовку офера не нужно много времени и штат дизайнеров. В коротком ролике рассказываем за минуту, как подготовить документ в мобильном приложении всего в пару кликов.
В широком смысле компред — это любое письмо, в котором есть предложение купить продукт или узнать о нем больше. Но мы поговорим о более узком определении, а именно о документе, в котором потенциальному клиенту предлагается сотрудничество.
Основная задача КП — показать товары и услуги компании в наиболее выгодном свете и мягко отработать возможные сомнения. Офер, составленный с умом, убеждает клиента в ценности предложения и подталкивает к сделке.
Вот главные задачи, которые отдел продаж решает с помощью коммерческих предложений:
Разберем самые ходовые варианты коммерческих предложений, которые продавцы используют, чтобы увеличить продажи.
Первый вид — классическая оферта. Это обязательство продавца перед покупателем. Мол, есть такой-то товар, вот цена и условия. Согласны купить?
Второй распространенный вариант — прайс-листы. Формально это тоже предложение о сотрудничестве. Но по факту — просто перечень цен на разные товары компании.
Еще один популярный формат — тендерные предложения. Это когда есть запрос от компании или госструктуры к поставщикам и продавцы приводят доводы, почему именно их стоит выбрать в этом тендере.
Бывают также персонализированные КП, когда письмо готовят под конкретную целевую аудиторию или потенциального клиента. Учитывают его потребности, предыдущие разговоры.
Любой формат будет рабочим. Главное, чтобы покупатель поверил: покупать у вас — выгодно. И сказал в итоге заветное «давайте сотрудничать».
Коммерческие предложения делят на холодные и горячие. Разница в том, насколько получатель готов к ним.
Холодные КП отправляют потенциальным клиентам, которые еще не выразили интерес к вашему продукту или услуге. Чаще это бывает письмо, звонок или сообщение в социальных сетях. Поскольку по таким рассылкам, как правило, низкий отклик, инвестировать в создание полноценного многостраничного документа, оформленного по всем правилам, нет смысла.
Главное отличие холодных КП в том, что клиент о них не просил. И да, вам не показалось: грань между такой рассылкой и спамом действительно очень тонкая. Старайтесь ее не переходить.
Горячие коммерческие предложения получают клиенты, которые уже проявили интерес к вашему бизнесу. Горячие КП обычно более персонализированы и адаптированы под конкретные потребности клиента. Помните, что, несмотря на готовность к сделке, клиент все равно может сорваться с крючка, если вы просчитаетесь с подходом.
Пример. Посетитель интернет-магазина мебели оставляет в форме на сайте заявку на расчет стоимости книжного шкафа. Ему нужен нестандартный вариант — высота выше среднего и покрытие двумя оттенками эмали вместо одного. Менеджер составляет КП и отправляет по почте.
Пример горячего КП:
Грамотные холодные КП могут привлечь новых клиентов, тогда как горячие — подтолкнуть к покупке сомневающихся и увеличить уровень продаж.
В некоторых отраслях впечатляющий дизайн — обязательный пункт в подготовке КП. Такое часто встречается в B2B-направлении, где надо поддерживать образ профессионалов. Это SEO-агентства, сервисы для корпоративного обучения, диджитал-компании.
В сфере B2C обычно «заморачиваются» с оформлением компредов, если речь идет о сделках на крупную сумму. Такие можно получить от застройщиков, производителей кухонных гарнитуров, брендов категории Luxury, дорогостоящих образовательных курсов. Здесь картинка служит обоснованием высокой цены: «Да, придется потратиться, но ты только взгляни на счастливые лица детей на площадке в нашем ЖК! Твои дети будут так же счастливы здесь. Не “не могу себе это позволить”, а “инвестирую в комфорт семьи”».
Если в вашем бизнесе важен визуальный эффект, то вот три золотых правила для таких КП:
Первое — работаем в фирменном стиле. Логотип, корпоративные шрифты и цвета. Вордовский файл, набранный 12-м Times New Roman, — это несерьезно. Позаботьтесь о том, чтобы клиент с первого взгляда узнавал вашу компанию и влюблялся в картинку.
Второе — не жалеем места на описание выгод для покупателя. Какие преимущества он получит? Как решит свои проблемы при помощи товара? Чем подробнее об этом расскажете, тем больше заинтересуете клиента.
И последнее — даже не правило, а постулат — будьте аккуратны и профессиональны. В вашем компреде не должно быть ошибок, разговорных выражений, кривых таблиц. Чем лучше документ оформлен, тем серьезнее выглядит компания в глазах клиента.
Может показаться, что это общее место, но на деле Иваны Петровичи вместо Петров Ивановичей встречаются чаще, чем хотелось бы. Это неудивительно — монотонность притупляет внимательность. Проблема решается автоматизацией. В следующем разделе расскажем, как это сделать.
Кстати, там, где путь клиента до сделки короче и решающим фактором при выборе продавца является скорость и цена, умение готовить документы за минуту намного важнее дизайна. Поэтому если у вас магазин товаров для праздника, небольшая языковая школа или интернет-магазин комплектующих, присмотритесь к автоматизации тем более внимательно.
В Битрикс24 можно создать КП прямо из карточки сделки в пару кликов.
Выберите в карточке сделки в списке документов пункт «Коммерческое предложение (Россия)»:
Система сама включит в предложение товары, контакты и компании, привязанные к сделке. Проверьте, все ли данные верны, и отредактируйте, если нужно.
Готово! Скачайте КП в формате DOCX или PDF или отправьте клиенту ссылку на него.
Можно не беспокоиться о том, как правильно написать коммерческое предложение. Система сделает это за менеджера сама и сохранит каждый документ в истории работы с клиентом.
А если вам удобнее готовить офер самостоятельно, мы оставили бесплатный редактируемый образец в формате DOCX по ссылке ниже.
Чтобы составить убедительное коммерческое предложение, которое будет работать на продажи, нужно учесть много нюансов.
Разберем пошагово, из чего складывается КП.
Многие продавцы, особенно начинающие, наступают на одни и те же грабли при составлении коммерческих предложений. А все потому, что не знают типовых ошибок.
Разберемся, где спотыкаются чаще всего и как этого избежать.
Нередко компании берут типовой шаблон КП и отсылают его клиентам, никак не адаптируя. Кажется, что так они экономят время и деньги, но это заблуждение. По статистике, отклик на такие штампованные предложения крайне низкий. Обязательно персонализируйте офер, учитывайте специфику покупателя, предысторию отношений. Иначе шансов зацепить нового клиента не будет.
Часто в офере не упоминают предыдущее общение, имеющийся опыт работы с данным клиентом. А зря! Это позволяет завоевать доверие и показывает вас внимательным партнером.
Сохраняйте историю общения с клиентом в базе — так вы сможете без труда восстановить ход событий. Для этих целей можно использовать специализированный инструмент — CRM-систему.
Еще одна распространенная ошибка — перегружать предложения информацией. Не надо описывать на двух сотнях страниц весь ассортимент и историю компании с середины прошлого века. Ведь самые важные детали в этом море данных попросту утонут. Лучше сконцентрируйтесь на том, как подать главные преимущества.
И конечно же, не стоит предлагать явно невыгодные цены или условия для покупателя. Иначе ни о каком положительном ответе не может быть и речи.
Вот основные ошибки, на которые стоит обращать внимание, чтобы повысить эффективность КП.
Когда компания прикладывает усилия, готовит яркое, убедительное коммерческое предложение на товар, хочется, чтобы отдача соответствовала. Разберем, как в этом преуспеть.
Очень многое зависит от того, как и когда компания отправляет официальное коммерческое предложение клиенту. Лучше всего делать это сразу после переговоров, пока еще есть интерес, а в голове свежи впечатления о презентации. Чем дольше тянете с отправкой письма, тем хуже отклик. Так что скорость — залог успеха.
Каналы, в которых клиенты лучше всего реагируют на предложения:
И позаботьтесь о том, чтобы тема письма была понятной. Хороший вариант — «Коммерческое предложение по итогам встречи 20.01.2024».
Выделим ключевые моменты, которые стоит учесть, чтобы КП работало на результат:
Что такое коммерческое предложение и зачем оно нужно
Коммерческое предложение, или КП, — это документ, составленный организацией для потенциального клиента.
#BLOCK_READ_ALSO#
Виды коммерческих предложений
Горячие и холодные КП
Правила оформления коммерческих предложений
Создание коммерческих предложений в CRM Битрикс24
Структура коммерческого предложения
– полное название фирмы;
– юридический и фактический адрес;
– банковские реквизиты;
– ИНН, ОГРН, КПП;
– контакты — телефоны, электронная почта.
Частые ошибки при составлении КП
Лучшее время для отправки коммерческого предложения
Что в итоге