Коммерческий директор: роль, задачи, навыки

Коммерческий директор: роль, задачи, навыки

6 мин
89
Продажи

Коммерческий директор согласует работу нескольких подразделений, отвечает за рост бизнеса и увеличение прибыли, работает в связке с руководителями финансов, маркетинга и продаж, а иногда берет их роли на себя. В статье разбираем, что делает коммерческий директор и как им стать.

Кто такой коммерческий директор

Коммерческий директор — это топ-менеджер, который отвечает за развитие и рост бизнеса.

Он создает стратегию, контролирует финансы и прибыльные направления: маркетинг, продажи, закупки, логистику. Его задача — привести компанию к стабильному доходу и постоянно его увеличивать.

Рассказываем, какие должностные обязанности выполняет и кому подчиняется коммерческий директор.

Чем занимается коммерческий директор

Коммерческий директор работает в двух направлениях — стратегия и управление командой — и отчитывается перед генеральным директором. С одной стороны, коммерческий директор постоянно ищет возможности для роста компании, а с другой — он управленец, участвует в формировании отделов.

В больших компаниях функции коммерческого директора выполняет отдельный человек. Часто он становится правой рукой генерального директора, потому что отвечает за ключевые задачи — запускает новые направления и приумножает доходы.

В компаниях поменьше коммерческий директор часто выполняет обязанности другого менеджера, например руководителя отдела продаж (РОП). А в стартапах и малом бизнесе роль коммерческого директора может выполнять сам СЕО.

Компании с несколькими направлениями часто нанимают не одного коммерческого директора. Например, один развивает новые проекты, а другой — уже запущенные продукты.

Разберем задачи, которые выполняет только коммерческий директор:

  1. Составляет план развития компании. Для этого анализирует рынок, конкурентов, интересы и боли клиентов, опирается на маркетинговые данные.
  2. Создает и согласовывает стратегию, как будет развиваться компания. Контролирует выполнение планов.
  3. Анализирует финансовые показатели, выявляет, что тормозит рост и почему. Предлагает изменения, сокращает расходы.
  4. Находит новые каналы сбыта, вместе с отделами продаж и маркетинга продумывает, как увеличить объемы продаж.
  5. Оценивает риски, сводит убытки к минимуму. Когда прибыль снижается, планирует, как вывести компанию из кризиса.
  6. Подбирает команду топ-менеджеров в отделы маркетинга и продаж, составляет инструкции и системы мотивации, обучает персонал. Ставит задачи и оценивает, насколько эффективно работают сотрудники. Продумывает, как повысить продуктивность.

Коммерческий директор может сконцентрироваться на управлении командой и достигать целей исключительно ее силами, а может быть «играющим тренером» — время от времени или регулярно общаться с клиентами и поставщиками, закрывать сделки, работать с маркетинговой стратегией.

Сотруднику такого уровня полезно «выходить в поле» — практиковаться самому, общаться с клиентами и участвовать в тренингах наравне с отделом продаж, чтобы лучше понимать свой продукт, аудиторию и команду.

Бывает, руководитель уже понимает все процессы в своем отделе, но по привычке или из желания контролировать продолжает завязывать на себе много рутины. В такой ситуации до стратегических задач у коммерческого директора не доходят руки, а сотрудникам сложно брать на себя ответственность и расти.

Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

Часто задаваемые вопросы

За что отвечает коммерческий директор и какие навыки для этого нужны?

Специалист отвечает за рост и развитие компании. Компетенции коммерческого директора такие:

  • оценивать ситуацию на рынке и выстраивать стратегию;
  • составлять бюджет, анализировать финансовые показатели;
  • иметь опыт в рекламе и маркетинге;
  • нанимать сотрудников и формировать команду;
  • вести переговоры и разрешать конфликты;
  • управлять сотрудниками и быть командным игроком.
Как стать коммерческим директором?

Коммерческими директорами обычно становятся специалисты из таких направлений: маркетинг, продажи, логистика, сбыт. Выберите интересное направление и развивайтесь в нем. И обязательно получите опыт руководства — без этого будет сложно.

Кому подчиняется коммерческий директор в организационной структуре компании?

Коммерческий директор подчиняется генеральному директору компании — СЕО.

Кто подчиняется коммерческому директору и какова его роль в управлении командой?

Обычно коммерческому директору подчиняются руководители отделов маркетинга, продаж, логистики и закупок. Задача специалиста — выстроить процессы так, чтобы отделы эффективно взаимодействовали и выполняли планы.

Увеличьте продажи и наведите порядок в задачах с Битрикс24
Получить бесплатно
Юлия Кашура
Менеджер по медиакоммуникациям
Рекомендуем
Показать еще