Облачные сервисы для бизнеса

Облачные сервисы для бизнеса

Автоматизация

Оптимизация — одна из важных задач в любом проекте, в любой сфере бизнеса. В том числе она актуальна и для процесса хранения и работы с данными. Облачные сервисы — инструмент, который помогает упростить работу с данными, сократить затраты на их хранение. Для их эффективной работы главное — скорость и стабильность интернет-соединения.

В этой статье разбираемся, что из себя представляют облачные сервисы, какие они бывают, в чем их преимущества и недостатки, насколько хорошо они защищают данные и какие механизмы обеспечения безопасности в них применяются. Также рассмотрим, как они развиваются, где и как применяются и какой сервис выбрать для ваших целей. Let’s go!

Что такое облачные сервисы

Для тех, кто использует облачные сервисы, они выглядят как программы, с помощью которых можно хранить данные, обмениваться ими, редактировать документы, производить вычисления, при этом не устанавливая дополнительное ПО. Все действия производятся онлайн при условии наличия интернет-соединения.

Под такой «оберткой» скрываются несколько сильных серверов или компьютеров, соединенных между собой в сеть через интернет. Физическое серверное оборудование находится в дата-центрах, расположенных по всему миру. Такие дата-центры иначе называют узлами хранения информации. Они занимают достаточно много места, порой, это целые здания.

Также важным звеном в этой цепочке являются компании, которые обслуживают облачные сети и масштабируют мощности для эффективного распределения нагрузки между устройствами.

От IaaS до MaaS

Все облачные сервисы делятся на несколько видов по предоставляемым услугам. Названия видов сокращаются до аббревиатур, но их назначение становится более понятным при расшифровке полного названия.

IaaS — Infrastructure as a Service — инфраструктура как сервис. Клиенту предоставляются вычислительные мощности, сервер, хранилище данных, сетевое оборудование. Такая услуга позволяет настраивать ПО сервиса под нужды бизнеса самостоятельно. Используется сервис такого типа для решения разных задач, таких как запуск приложений, создание виртуальных машин, хранение данных. Например, такой сервис позволяет с помощью виртуальной машины использовать программы для MacOS при доступе только к физическим устройствам, работающим на Windows.

PaaS —  Platform as a Service — платформа как сервис. При использовании облачного сервиса такого вида пользователю предоставляется доступ к уже настроенным инструментам и средам разработки. Такие сервисы — популярное решение в сфере разработки приложений и обучении нейросетей.

SaaS — Software as a Service — программное обеспечение как сервис. В случае с такими сервисами пользователь получает возможность использовать уже готовое ПО, например пакет офисных приложений. Чаще всего работа с такими сервисами происходит по подписке. Скачивать и устанавливать десктопные приложения при этом не требуется, вся работа ведется в онлайн режиме.

DBaaS — Database as a Service — база данных как сервис. Пользователь при использовании такого типа сервиса имеет доступ к онлайн базе данных. При этом поставщик осуществляет установку, настройку и управление базами данных.

BaaS — Backup as a Service — резервное копирование как сервис. В «облаке» периодически сохраняются резервные копии данных. Такой сервис позволяет вернуть данные при внезапном сбое системы.

RaaS — Recovery as a Service — восстановление как сервис. При работе с таким типом облачных сервисов резервная копия данных сохраняется на облачных серверах третьих сторон. С таким подходом данные можно восстановить даже при физическом уничтожении основного сервера.

MaaS — Monitoring as a Service — мониторинг как сервис. Эта система применяется там, где нужно постоянно отслеживать работу ПО, оборудования, приложений.

Типы облачных сервисов

Все «облака» можно разделить на 3 типа, основываясь на способе и цели использования сервиса клиентом:

  • публичное «облако» — мощности такого «облака» используют несколько компаний. Настройки и правила использования для всех клиентов будут одинаковы. При этом клиентская компания может арендовать у сервиса столько мощностей, сколько нужно для выполнения задач. Особенность публичного «облака» в том, что его можно быстро и практически бесконечно масштабировать.
  • частное «облако» — все мощности одного «облака» предоставляются только одной компании. Настройки и правила работы с сервисом в таком случае индивидуальны для клиента. Такое облачное решение дороже, чем использование публичного «облака», но безопасней в случаях, когда на сервере хранятся конфиденциальные данные.
  • гибридное «облако» — сочетает в себе публичное и частное «облаками». Часть данных при использовании гибридного «облака» хранится в закрытом виде, вторая часть имеет публичный доступ.

6 преимуществ сервисов

Применение облачных сервисов для решения бизнес-задач имеет несколько ощутимых преимуществ.

  1. Экономия средств — облачные сервисы позволяют компаниям не закупать дорогостоящее оборудование для обработки данных, обеспечивая при этом всем необходимым для эффективных процессов. При использовании облачных сервисов компания платит только за те ресурсы, которые использует. Этот момент позволяет не переплачивать за неиспользуемые мощности, снижая затраты на обработку данных.
  2. Гибкость — доступ к данным сотрудники компании могут получить в любом месте, при этом должно быть хотя бы одно устройство с выходом в интернет.
  3. Масштабируемость — облачные сервисы имеют много мощностей, поэтому клиент может при необходимости быстро увеличить или уменьшить их количество.
  4. Надежность и безопасность — в обеспечение безопасности хранения данных и надежности работы системы облачные сервисы вкладывают очень много средств. Они регулярно делают резервные копии данных, применяют технологии шифрования, что сводит к минимуму возможность потери или утечки данных. Также обеспечивается и физическая защита серверов, например от перегрева.
  5. Удобство использования — с помощью облаков пользователь получает доступ к приложению с интуитивно понятным и простым интерфейсом.
  6. Техническая поддержка от провайдера — этот момент позволяет компаниям сэкономить на найме отдельной команды для поддержания работоспособности системы, так как администрирование и поддержка осуществляется поставщиком услуг.

Недостатки сервисов

Несмотря на то, что облачные сервисы довольно удачное и актуальное решение для бизнеса, у них есть ряд недостатков, о которых лучше не забывать:

  • необходимость стабильного интернет-соединения — без него может пострадать скорость работы команды, использующей «облако»;
  • зависимость от поставщика услуг — так как обслуживание производит провайдер, то работа сервиса зависит от него. Поэтому технический сбой на стороне провайдера может привести к сбою в работе команды клиента;
  • ограниченный доступ — прав, предоставляемых клиенту, не всегда достаточно для настройки инфраструктуры под нужды компании.

Методы защиты

Для облачного сервиса очень важно обеспечивать надежность работы и хранения данных. Для этого используются разные методы:

  • шифрование данных — это стандартный метод защиты текстовых данных. При его использовании открытый текст преобразуется так, что для неавторизованных пользователей его смысл недоступен. Для шифрования данных используется SSL-сертификат.
  • двухфакторная аутентификация — это способ защиты, при котором вход в аккаунт осуществляется не только с помощью ввода пароля, но и с подтверждением входа другим кодом. Получить этот код обычно можно в sms-сообщении, по электронной почте или в специальном приложении-аутентификаторе;
  • надежность дата-центра — от этого зависит защищенность данных. Для их хранения должен использоваться сервер с наивысшей степенью защиты;
  • регулярное резервное копирование — мера, которая помогает спасти данные при аварии, поэтому резервное копирование не должно быть слишком редким;
  • соблюдение конфиденциальности — сервис обязан гарантировать защиту конфиденциальных данных и отсутствие возможности утечки данных.

Повышенная безопасность

На безопасность облачного сервиса влияют следующие факторы:

  • сертификация Tier III — это показатель того, что дата-центр соответствует мировым стандартам;
  • high-end оборудование — это производительное, современное и надежное оборудование. Его главный плюс — отказоустойчивость. Это связано с тем, что многие узлы, входящие в его состав, дублируются. Этот факт гарантирует, что при выходе из строя одного из узлов, система продолжит работать;
  • техническая поддержка от провайдера — обычно это круглосуточная поддержка от сервиса, которая позволяет оперативно решать возникшие с ним проблемы в любое время суток;
  • дополнительные функции и средства защиты информации — некоторые сервисы предлагают пользователям аналитику и мониторинг, с помощью которых можно эффективно отлавливать внешние и внутренние угрозы.

Где применяются облачные сервисы

Облачные сервисы — актуальное решение для практически любой сферы. Их часто используют в IT, маркетинге, финансах, медицине. С помощью облачных сервисов можно обустроить онлайн-офис компании, где сотрудники могут совместно работать над документами, хранить их в одном месте, общаться в корпоративном мессенджере.

Исследование Accenture показало, что эффективность сотрудников компаний, которые используют облачные сервисы, выросла в 70 % компаний. Еще большее число — 96 % — компаний сумели сократить свои затраты на ИТ с помощью облачных сервисов.

Облачные сервисы подходят и для больших, и для маленьких компаний. Они удобны и эффективны, позволяют экономить и выстраивать при этом комфортный рабочий процесс для сотрудников.

Развитие «облаков»

«Облака» — это динамично развивающаяся сфера. Есть несколько тенденций, характерных для развития облачных сервисов.

Один из трендов, который сегодня у всех на слуху, — интеграция искусственного интеллекта, а также машинное обучение. С использованием таких технологий в облачных сервисах можно не только хранить и обрабатывать огромные объемы данных, но и быстро находить в массивах необходимую информацию. Особенно это актуально для медицинской сферы, рекламы и финансов.

Мультиоблачные решения становятся все более и более популярны. Их использование устраняет один из недостатков облачных сервисов: избавляет клиента от зависимости от одного провайдера. Также при использовании таких решений можно получить преимущества сразу нескольких сервисов.

Использование суперкомпьютеров в ближайшем будущем в качестве сервиса позволяет во много раз быстрее локальных серверов обучать ML-модели. Для пользователя это означает существенное уменьшение количества времени, затраченное на тестирование гипотез. Кроме того, так как мощности суперкомпьютера можно увеличивать практически бесконечно, цена на услуги для каждого отдельного клиента будет уменьшаться.

Появление бессерверных облачных сервисов обусловлено стремлением уменьшить углеродный след, создаваемый дата-центрами. Суть в том, что клиент не оплачивает и не использует целый сервер, а работает с удаленной инфраструктурой, при этом использует определенный объем мощностей и оплачивает только его.

Использование облачных сервисов совместно с IoT — Internet of Things — позволит быстро получать и обрабатывать данные с умных устройств. Такие облачные технологии увеличат скорость принятия решений в компаниях на основе полученных данных.

Пример работы онлайн-облака

При подключении облачного сервиса клиент получает доступ к ПО, необходимому для ведения его бизнеса. Какие это будут программы, зависит от задач, которые предстоит решать с помощью сервиса.

Вот несколько примеров программ, которые пользователь может получить: корпоративный мессенджер, электронная почта с фирменным доменом, онлайн лента событий, хранилище данных, календарь для планирования, управление проектами, приложения для постановки задач и формирования отчетов и многое другое.

Первый шаг после принятия решения об использовании облачного сервиса — регистрация облачного портала и выбор нужного тарифа.

Дальше необходимо сформировать команду, распределив все функции между сотрудниками.

После этого можно переходить к настройке CRM-системы: настроить нужные сервисы под нужды компании, отключить те сервисы, которые не будут использоваться, установить уровень доступа работников.

Дальше происходит настройка телефонии и электронной почты.

Бизнес-процессы, как правило, оформлены в виде дашбордов. На дашбордах отображаются задачи. Чтобы сделать работу более быстрой, удобной и отлаженной, для каждого из процессов задается шаблон.

Все, система готова к работе. Вы можете ставить задачи, контролировать сроки и степень их выполнения, управлять процессами, используя те функции, которые были выбраны при настройке системы.

Рекомендации по выбору «облака»

Чтобы выбрать подходящее «облако», нужно:

  • определить потребности бизнеса. Вам нужно понять, какие потребности вашего бизнеса должен удовлетворять облачный сервис, какие задачи он должен решать, какие функции он должен иметь;
  • учесть стоимость ресурсов — исходя из своего бюджета, оцените стоимость тарифов с их наполнением, сравните похожие тарифы разных поставщиков;
  • изучить обзоры и отзывы — почитайте обсуждения и обзоры перед тем, как решите использовать ту или иную систему. Каждый поставщик в подробностях опишет вам все свои преимущества, а вот о подводных камнях больше расскажут пользователи;
  • сравнить функции сервисов — изучите функции, которые предлагают разные сервисы, чтобы в вашем распоряжении в итоге оказалось все необходимое ПО.

При выборе облачного сервиса важно учитывать не каждый пункт в отдельности, а их совокупность.

Резюме

Подведем итоги.

  • Облачные сервисы — эффективное решение для оптимизации работы и увеличения эффективности.
  • Облачные сервисы могут предоставлять инфраструктуру, платформу, ПО, базы данных, резервное копирование, восстановление данных, их мониторинг.
  • Публичное «облако» используется сразу несколькими компаниями, частное предоставляется только одному клиенту, а при использовании гибридного часть данных хранится в частном, а вторая имеет публичный доступ.
  • Экономия средств, гибкость, масштабируемость, надежность и безопасность, удобство использования, техническая поддержка от провайдера — преимущества облачных сервисов.
  • При работе с «облаками» важно учитывать их недостатки: потребность в стабильном интернете, зависимость от поставщика услуг, ограниченный доступ.
  • Надежность работы системы обеспечивается шифрованием данных, двухфакторной аутентификацией, надежными дата-центрами, регулярным резервным копированием, мерами по соблюдению конфиденциальности.
  • О безопасности сервиса говорит сертификация Tier III, использование high-end оборудования, доступная круглосуточная техническая поддержка от провайдера, наличие дополнительных функций и средств защиты информации.
  • Частые клиенты облачных сервисов — IT, медицина, маркетинг, финансы.
  • Все больше технологий используется в облачных сервисах. Среди них искусственный интеллект и машинное обучение, мультиоблачные сервисы, суперкомпьютеры и бессерверные сервисы.
  • Чтобы подобрать облачный сервис для своего бизнеса, нужно определить потребности бизнеса, учесть стоимость ресурсов, изучить отзывы и функции сервисов.

Для сбора и сохранения данных о потребителях используются CRM. Больше об этом инструменте можно узнать из наших ресурсов.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в ритме Битрикс24!
Перейти в Telegram-канал
Александр Грачёв
Бизнес-аналитик
Рекомендуем
Показать еще