Цель и «центр» любой компании — это клиенты. Именно они в конечном итоге оказывают принципиальное влияние на развитие компании и ее финансовые показатели. По этой причине решающее значение для любого бизнеса — это эффективное ведения клиентской базы. Подробно об этом мы и расскажем в этой статье.
Рассмотрим, что такое база клиентов и ее виды, как собирается и анализируется информация. Также расскажем, какие инструменты для этого лучше использовать. А в конце статьи на примере 2-х кейсов — интегратора CRM и студии винила — увидим, как в этом помогает CRM система.
Это собранные воедино и упорядоченные данные о всех партнерах, с которыми когда-либо взаимодействовали представители компании. База может включать список потенциальных клиентов. Отметим, что это что-то большее, чем просто перечень людей и организаций, когда-либо обратившихся к менеджерам.
Качественная база содержит все необходимые контактные данные партнера и полную историю взаимодействия с ним. Она позволяет эффективно коммуницировать с клиентами: учитывать их запросы и интересы. А также — разрабатывать успешную маркетинговую стратегию, на основе реальных, а не гипотетических, данных о покупателях товаров или услуг.
В зависимости от уровня коммуникации, базы можно разделить на 6 типов: от мертвой базы до базы vip-клиентов.
Представлена партнерами, с которыми есть история взаимодействия, но, которые, по каким-то причинам, перестали сотрудничать с организацией. Грамотная работа с «мертвыми» клиентами может возродить их активность и потому такая база — хорошая возможность для расширения продаж.
Включает список возможных покупателей, с которыми еще не работали, но они уже знают о вас благодаря холодным звонкам, рекламе, рассылкам или посещению сайта. С такой базой работать проще, чем с предыдущей.
Клиенты, которые получили коммерческое предложение или сделали хотя бы одну покупку. Также может включать информацию о клиентах с отложенным спросом — другими словами о тех, кто потенциально заинтересован в сотрудничестве, но о ком еще сложно делать долгосрочные прогнозы.
Включают лояльных клиентов компании, которые взаимодействуют с компанией в течении продолжительного времени. Это клиенты, на которых всегда можно рассчитывать. Не рекомендуется добавлять в нее новых партнеров, независимо от их потенциала и оборота. В этой базе содержатся сведения о клиентах, которые стали почти постоянными.
Это заказчики и покупатели, с которыми сформировались надежные деловые отношения. Они совершили более трех покупок, лояльны вашей компании и продукту, но пока не достигли желательной активности.
Партнеры компании с особым статусом. Он определяется исходя из стандартов организации и, как правило, обусловлен количеством покупок клиента. Обычно такая база занимает малый процент в общей структуре, но может быть ведущей в прибыли. База предполагает особые условия сотрудничества.
Данные базы определяется сферой деятельности компании и задачами, которые она ставит перед собой. Обычно — это информация о партнере, история сотрудничества, контакты, каналы связи, особенности коммуникации и другие полезные сведения. Условно можно разделить информацию клиентской базы на 3 группы: общая и контактная информация, история взаимодействия с клиентом, а также иные сведения.
При работе с физическими лицами важно указать их личные данные (имя, фамилию, пол, возраст), предпочтительный способ связи, адрес и контактные данные.
При B2B продажах — точное название организации, сферу ее деятельности, контактные, юридические и банковские данные. Также стоит включить информацию о директоре, главном бухгалтере и лице, с которым ведется коммуникация.
Сюда включают данные всех этапов сотрудничества с физлицом или организацией. С одной стороны, к таким сведениям относятся потенциальные клиенты, которые пришли после проведении маркетинговых активностей. С другой — информация об уже действующих клиентах.
Также это может быть перечень заказов, их статус по оплате (выставлен счет, оплачено и т.д.), история покупок и рекламаций, даты и длительность разговоров с менеджером.
Информация, которая на первый взгляд не относится к сфере деловых интересов, но имеет значение при выстраивании долгосрочных партнерских взаимоотношений. Подобными персональными сведениями являются дни рождения покупателей, хобби, интересы и другая личная информация.
К наиболее эффективным инструментом формирования баз относят:
Эти способы подходят любым бизнесам. Одни смогут собрать клиентская базу с нуля. Другие — существенно расширить уже имеющуюся базу. Главное здесь — пробовать, а не просто знать, что такие способы существуют.
Существуют различные методики, которые используют в зависимости от поставленных задач. Рассмотрим две наиболее популярные: ABS-анализ и RFM-анализ.
Этот метод делит всех клиентов на три условные группы:
Такой анализ позволяет правильно оценивать партнеров и в работе с ними выстраивать соответствующую стратегию. Подробнее об этом типе анализа мы писали в статье «Построение отдела продаж».
Таблица. Пример ABC-анализа
Тип | Доля клиентов, % | Доля в объеме продаж, % | Тип клиентов, размер прибыли | Стратегия работы |
A | 15-20 | 75-85 | Наиболее значимые. Генерируют основную прибыль | Удерживать и приоритетно обслуживать |
B | 20-30 | 15 | Промежуточные. Стабильная небольшая прибыль. | Выстраивать отношения, стремиться перевести в А-категорию |
C | 50-65 | 5 | Мелкие. Малая прибыль | Оптимизировать временные затраты. Стараться перевести в категорию В. |
Разделяет клиентов на 3 группы по частоте и времени сделок, а также прибыли от клиента. Этот тип анализа помогает определять ключевых клиентов и сосредотачивать большее внимание на них.
В основе методики лежит закон Парето. Согласно нему 20% усилий приносит 80% результата. Если переносить этот закон на клиентскую базу, то получается, что резонно тратить свои силы именно на ключевых клиентов.
Для этого существует 4 основных digital-инструмента: Excel, Google Sheets, Access и CRM-система. Рассмотрим каждую из них.
Популярная программа от Microsoft, с помощью нее создавают базы в формате таблиц. Содержит различные полезные формулы и функции. Позволяет структурировать и сегментировать информацию. Из недостатков — нет многопользовательского режима, аналитика во многом — неинформативная.
Интуитивно понятная программа, аналог Excel. Имеет много функций для автоматизации бизнес-процессов. В отличие от Excel бесплатна и имеет многопользовательский режим. Из минусов — ограниченный функционал и сложность при работе большой командой.
Еще одна программа Microsoft Office. Похожа на Excel, но предоставляет больше возможностей в вопросе управления базами данных. Пользователи могут работать с общими данными с помощью локальных копий. Недостатки — низкая скорость работы при большом объеме данных и большая вероятность сбоев при работе в локальной сети.
Программа, которая позволяет автоматизировать и упростить рабочие процессы. Ее отличительная особенность — удобная работа в одной среде. А также возможность построить сложную digital-систему, в которой связываются все инструменты: от сайта до e-mail-рассыльщиков.
Отметим, что только CRM-система позволяет создать сквозную аналитику с детализированным учетом всех необходимых бизнесу показателей.
С ее помощью решаются следующие наиболее распространенные проблемы бизнеса:
Подробнее о преимуществах CRM-системы мы рассказывали в статье «CRM-стратегия».
При выборе системы нужно отталкиваться от задач компании. Иногда стоит остановиться на более простой CRM, чтобы не переплачивать. В некоторых ситуациях, наоборот, бизнес требует более совершенной системы. Особенно это касается средних и крупных компаний.
При оценке системы обратите внимание на такие функции, как возможность добавлять лиды, фиксировать сделки, выставлять счета и формировать предложения в зависимости от потребности конкретного клиента.
CRM-система должна иметь различные инструменты для анализа, в том числе построения сквозной аналитики. Обязательно должна быть возможность настройки воронки продаж, интеграция с телефонией, соцсетями и мессенджерами. Немаловажным фактором также является уровень защиты данных.
Отметим, что одной из популярных систем, соответствующим перечисленным требованиям является Битрикс24.
Для этого нужно соблюдать ряд простых правил:
Для реализации этих правил необходимо прописать регламенты работы с CRM-системой для сотрудников. А также автоматизировать и унифицировать большинство процессов. Например, провести интеграции CRM с сайтом и соцсетями, чтобы заявки автоматически поступали в систему.
Компания UCOM — крупный интегратор CRM-системы Битрикс24. Прежде, чем внедрять CRM другим компаниям, руководство компании решило апробировать систему на своем бизнесе.
Раньше компания сталкивались с «обычными болями» любого бизнеса — потерей лидов и звонков, разрозненностью и труднодоступностью информации, отсутствием единой базы клиентов, недостаточным контролем продуктивности работы сотрудников и слабой автоматизацией продаж.
Но благодаря CRM Битрикс24 была собрана воедино база данных клиентов. Работа с клиентами — выведена на совершенно иной уровень. В разы увеличились ключевые метрики: возврат, допродажи, конверсия и LTV.
Таблица. Итоги работы
Показатель | Уровень роста, % |
Возврат «отказников» | 12 |
Доппродажи | 42 |
Конверсия (лиды в продажи) | 24 |
LTV | 42 |
Подробнее с кейсом можно познакомиться по ссылке.
Студия автовинила из Бреста начала работать в 2011. Однако в 2017 году потеряла всю наработанную базу клиентов. Соучредитель компании приняла решение начать собирать базу заново, на этот раз — при помощи системы CRM Битрикс24.
В результате — компания смогла собрать большую базу клиентов в узкой нише. Многие — из Брестской области, но есть и клиенты из России, Польши, Германии и других стран. Была улучшена работа с клиентами и автоматизирована практически вся воронка продаж. Вместе с CRM Битрикс24 уже реализовано не менее 3 тыс. проектов и получено 98% положительных отзывов.
Подробнее с кейсом можно познакомиться здесь.